Кованое оружие

Особое место в кузнечном ремесле принадлежит изготовлению оружия. Ковка и оружейное дело неразрывно связаны друг с другом с давних времен. Ведь изготовление самого примитивного подобия ножа потребовало от наших предков ударного воздействия на кусок металла, чтобы придать последнему желаемую форму. Конечно, в те времена не могло быть и речи о придании ножу более-менее эстетической формы. Нож должен был нести чисто функциональные нагрузки — быть пригодным для нанесения колюще-режущих ударов и для разделки туши убитого зверя. Это уже со временем появились технологии, позволившие ножу соединить в себе функциональные и декоративные свойства. Сразу надо оговориться, что под термином «технология» понимается изготовление качественных инструментов и приспособлений для кузнечной ковки, не более того. Главным был и остался (да и останется в будущем) мастер-ковщик. Именно от его таланта, вдохновения, фантазии зависит, какой ценностью будет обладать выкованное им изделие.

Ручная ковка задействовалась практически при изготовлении всех видов оружия и пальма первенства здесь по праву принадлежит, конечно же, холодному оружию. Кузнецы ковали наконечники стрел и копий, ножи, алебарды, боевые топоры, мечи, палаши, шпаги, сабли. Вплоть до 19 века все разновидности гард холодного оружия изготовлялись только путем ручной ковки. Позже ковку заменило литье. Нельзя было обойтись без ковки и при изготовлении кольчуг, кирас, шлемов, щитов и других защитных доспехов. Кузнецы участвовали в изготовлении гербов и других фамильных атрибутов власти знати. С появлением пищалей, аркебуз, мушкетов и других разновидностей огнестрельного оружия на первоначальном этапе их развития ковка стволов была практически единственной возможностью изготовить ствол, эту главную составляющую данного изделия. Это потом, когда были освоены премудрости литейного дела, ковка стволов ушла в прошлое. А для того, чтобы ствол мог выдерживать большие внутренние давления (противостоять разрыву) применялся такой сплав, как «мозаичный дамаск», представляющий собой разновидность исходного материала для знаменитой дамасской стали. Технология получения дамасской стали имеет свои особенности, «секреты», и предполагает хорошее знание этой технологии. Даже после того, как человечество освоило мастерство отливки стволов для ружей, а впоследствии и технологии высверливания канала ствола, ковка продолжала присутствовать в изготовлении других деталей, в частности замка (затвора).
С течением времени холодное оружие и доспехи рыцарей становятся настоящими произведениями искусства, сохраняя при этом свое функциональное назначение.
Зачастую просто наличие такого оружия уже служило символом власти, уподобляясь фамильному гербу. Поэтому на первое место все более выходит отделка оружия, оттесняя на второй план его боевые качества. Особое распостранение получают чеканка, инкрустация, насечка, отделка драгоценными камнями. И это вполне объяснимо, т.к. внешнее великолепие изделия оценивается всеми, в то время как достоинства сплава, из которого это изделие выковано, могут оценить лишь немногие знатоки.
Что касается вооружения древнерусского воина, то достаточно продолжительное время существовала теория, согласно которой все русское оружие имело скандинавское происхождение, а те виды орудия, которые отсутствовали у скандинавов, считались привезенными с востока. Однако скрупулезные исследования данного вопроса показали, что на Руси имелось свое, местное производство всех видов оружия. Более того, русские мечи с удивительным узором пользовались спросом не только на территории Руси, но и в других странах, включая арабские. Комбинируя железные и стальные полосы, древнерусские кузнецы могли получить практически любой заданный узор на основе клинка, в то время как легендарный булатный рисунок случаен и неповторим (так как каждый раз получается новый непрогнозируемый узор). Для производства мечей древнерусские кузнецы брали сталь с высоким содержанием углерода (от 0,85 до 0,9%). Лезвия клинков подвергали дополнительной цементации и они имели 1,1-1,2 %.
Сложная историческая обстановка 12-14 веков способствовала развитию кузнечного ремесла в связи с высокой потребностью в боевом вооружении: кольчугах, шлемах, наконечниках для стрел, мечах и т.п.
Наконечники для стрел изготавливали из железа с последующим наклепом лезвий. Наконечники, рассчитанные на пробивание кольчуги, ковали целиком из стали с последующей термической обработкой. Между лезвием и черенком наконечник нередко украшался различными орнаментальными деталями, сделанными с применением обжимок и штампов. Наконечники парадных стрел покрывались цветными и благородными металлами.
Основу оборонительных доспехов русского воина составляла кольчуга — гибкая стальная рубашка, склепанная из множества мелких колец. Кольчуга одевалась на толстое стеганое платье. Термин «кольчуга» возник только во время Московской Руси, в письменных же источниках 12-14 веков кольчуга называется «броней». Производство древнерусской кольчуги требовало много мелкого и кропотливого труда. Обычная кольчуга на средний рост делалась примерно из 18-20 тысяч колец, половина из которых были спаянными, а вторая половина — сделанными на заклепках или штифтах. Технология изготовления кольчуга была следующей Из железа ковалась круглая или квадратная проволока, которая навивалась на круглую оправку. Образовавшуюся спираль разрубали по одной стороне, в результате чего получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину колец сваривали. Для оставшихся колец ковали заклепки или штифты. После этого приступали к сборке кольчуги. Склепывание разомкнутых колец производилось не на отдельно лежащем, а на вплетенном в кольчугу кольце. Заключительная операция состояла в чистке и шлифовке кольчуги.
Помимо кольчуг были в ходу панцири и байданы. В Оружейной палате хранится байдана конца 16 века, принадлежавшая Борису Годунову. Она сплетена из крупных плоских колец, когда-то покрытых, позолотой. На каждом кольце выбита надпись «Никто нас не сможет одолеть».
В 15-16 веках русские воины продолжали использовать оружие, широко распространенное в период феодальной раздробленности. Во многих городах и монастырях Руси работали ремесленники оружейных специальностей: кольчужники, сабельники, бронники и другие. Самым популярным оружием посадского люда была рогатина. В рукопашной схватке часто использовались сабли и ножи, которые ковали из булата или высокоуглеродистой стали. Оружие знати украшалось золотой насечкой, (инкрустацией).
Кремлевские мастера создавали великолепное парадное вооружение, которое, как правило, не использовалось по своему прямому назначению и демонстрировалось исключительно во время парадных смотров войск и торжественных встреч, предполагавших участие царя. Такое оружие щедро украшалось драгоценными камнями и благородными металлами, обильно покрывалось чеканкой и эмалью. Одним из самых высококвалифицированных мастеров Оружейной палаты был бронный и самопальный мастер Никита Давыдов. Он свободно владел всеми основными приемами художественной обработки металла. В коллекции Оружейной палаты сохранились выкованные им доспехи, пистолеты и булатный шлем («шапка иерихонская»). По-видимому, сам шлем был откован на Востоке, а Никита Давыдов дополнил его наушниками и назатыльником, а также декорировал золотой насечкой.
В наше время, когда холодное оружие все больше становится лишь знаковым атрибутом,перед кузнецами неизбежно встает вопрос о снятия с изделия элемента агрессивности в пользу повышения художественной и эстетической ценности оружия. Путей и вариантов достижения этой цели существует много. Это и уменьшение длины клинка, и изменение его формы и заточки (или отсутствие таковой), это и новая форма рукояти, красивая, но неудобная для нанесения колюще-режущих ударов. Снятию элемента агрессивности способствует и отсутствие закалки лезвия, хотя в этом случае теряется знаменитый узор — «визитная карточка» клинка. Сегодня именно таким образом изготавливаются большинство сувенирных клинков, мечей и т.д. В последнее время в розничной торговле появилось много сувенирных «самурайских» мечей, так называемых мечей — «катана», имеющих своеобразную, отличную от их европейских собратьев, форму. Сталь для таких мечей получают способом, сходным с получением дамасской стали. Неоднородная по своему углеродному составу заготовка расковывается в пластину, закаляется, рубится на куски. Эти куски компактно укладываются на металлическую пластину с длинной ручкой и проковываются вместе с ней при сварочной температуре. Полученная в результате этого пластина рубится надвое, складывается и снова проковывается. Эта операция может повторяться до десяти и более раз, по усмотрению мастера и исходя из требований заказчика. Классическая закалка меча катана также имеет свои особенности. Перед закалкой клинок обмазывают глиной таким образом, чтобы само лезвие оставалось открытым.
В результате термической обработки лезвие закаляется, в то время как корпус клинка (его обух) закалку не проходит. Получается симбиоз закаленного лезвия и незакаленного обуха.
Последней новинкой считается появление на рынке клинков, в отделке которых задействуется композит из железа и меди, что дает ни с чем не сравнимую картину «металлизованной древесины». Этот способ получил название «мокумэ».
И все же наибольшим интересом и популярностью (невзирая на высокую стоимость) у современных ценителей и коллекционеров пользуются клинки, изготовленные из булатной или дамасской стали, технологии получения которых практически не изменились с древних времен. Это могут быть и простые изделия и настоящие произведения искусства.
Так что же представляют собой знаменитые булатные и дамасские стали, какие материалы задействуются при этом? Известно, что они обеспечивают высокие качества защитных доспехов и оружия. Помимо своей художественной ценности такие изделия отличаются прочностью и изумительной пластичностью. Шпагу из булата, к примеру, можно согнуть под углом 90 градусов и не сломать ее. Острота лезвия булатного оружия поражает воображение: им можно перерубить железный гвоздь и разрезать на лету тончайший шелковый платок.
В обоих случаях речь идет о композитных узорчатых сталях с высоким содержанием углерода (для булата, к примеру, это 1,5 — 2,5% С). Но технологии получения булата и Дамаска отличаются друг от друга. Основой булатной стали является литая заготовка, получаемая методом тигельной плавки до температуры кипения стали. Самым сложным в данной технологии является обеспечение процесса замедленной направленной кристаллизации для получения дендритной («древовидной») структуры кристаллов. Именно такая структура будет основным признаком булатной стали. Сама дендритная структура в техническом отношении характеризуется тем, что каждый ее элемент в своей основе имеет железо, а по краям углерод, причем его содержание особенно высоко там, где происходит сращивание кристаллов, т.е. в пограничных областях.
При длительной и умелой ковке заготовки древовидные кристаллы все более и более сращиваются между собой, образуя сложные переплетения. При дальнейшей закалке слабоуглеродистая сталь внутри кристалла закаливается слабо, в то время как высокоуглеродистая в периферийных областях закаливается более сильно. А в связи с тем, что слои с различным содержание углерода основательно переплетены в результате предыдущих ковок, то получается заготовка, которая обладает одновременно и большой вязкостью и большой твердостью. При этом следует учитывать, что проковка булата требует особого мастерства. Дело в том, что булат очень плохо переносит повторную ковку, и если в заготовке появилась трещина (пусть самая незначительная) ее нельзя исправить кузнечной сваркой. Не меньшего мастерства требуют закалка, отпуск и шлифовка изделия.
Дамасскую сталь, в отличие от булатной, получают методом кузнечной сварки стальных прутков (или полос) с различным содержанием углерода (последнее условие очень важно). Полосы собираются в «брикет» и помещаются в кузнечный горн. Уже разогретые полосы подвергают интенсивной проковке, в результате чего между атомами кристаллических решеток поверхностей полос возникают силы притяжения, и эти поверхности как бы «свариваются». Поэтому такой процесс и называется кузнечной сваркой. Полученная заготовка расковывается в пластину. Затем эта пластина разрубается надвое, связывается, помещается в горн, после нагревании снова интенсивно проковывается, снова разрубается надвое. Этот процесс повторяется до десяти и более раз, пока не будет получена заготовка со сложной композитной структурой.
Конечно, существует еще много тонкостей и особенностей как в подборе исходных материалов, температурных режимов, так и в выборе молотов, силы и частоты ударов и многое другое.
В настоящее время появилась упрощенная технология получения узорчатой стали. Речь идет о так называемом «штемпельном Дамаске». Получают его простой набивкой рельефа на слоистую заготовку клинка. Иными словами, фрагменты различных металлов впрессовываются на определенную глубину в заготовку. Затем производится сошлифовка выступов, в результате чего на поверхности заготовки появляется определенный узор. Процесс очень технологичен и позволяет поставить производство Дамаска на поток. Но это не будет истинный дамаск в изначальном смысле этого слова. Настоящий дамаск предполагает вложенную в него душу мастера, индивидуальный подход, учитывающий назначение изделия и его эстетический облик.
Самым сложным в изготовлении, самым дорогим, но и самым прочным является «мозаичный» дамаск, получаемый путем многократной проковки, скручивания, разрубания и кузнечной сварки исходного пакета, собранного из пластин легированных сталей различных марок и скрученных стальных прутков. Такой сложно-волокнистый композит обладает одинаковой прочностью во всех направлениях и способен противостоять даже разрывным усилиям сгорающих пороховых газов. Именно поэтому первые ружейные стволы ковались из «мозаичного» Дамаска. Но помимо упомянутых качеств данный сплав обладает еще и неповторимой художественной красотой, что является причиной изготовления из него самых дорогих элитных клинков различных модификаций.
В целом же надо отметить, что упомянутый нами литой булат по своим качественным характеристикам превосходит большинство сортов Дамаска, но он гораздо сложнее в изготовлении, предполагает наличие сложного оборудования (в частности — высокотемпературных печей), и знание мастером-кузнецом всех тонкостей изготовления булатных сталей. Поэтому клинки из булатной стали встречаются гораздо реже таковых из дамасской стали.
В начале главы было упомянуто о японских мечах-катана. Их изготовление имеет свои особенности. Исходным материалом здесь являются низкоуглеродистые и высокоуглеродистые стали, получаемые путем плавки в горне кузницы. Получаемые заготовки проковываются в листы заданной величины, охлаждаются в воде и разбиваются на осколки. Путем сортировки отбирают лучшие из них для формирования впоследствии оболочки, куда будет помещен сердечник клинка.
После отбора все фрагменты соединяются в одно целое путем кузнечной ковки, формируя продолговатый брусок. При последующей ковке прогретый брусок расклёпывается и снова сгибается (поочередно в продольном и поперечном направлениях. Так повторяется до шести раз. Затем брусок разрезается на три части, которые укладываются друг на друга и снова проковываются. Этот процесс также повторяется не менее шести раз. Теперь заготовку можно считать очищенной от примесей и имеющей однородную структуру. Образно заготовка представляет собой кусок слоеного теста. Дальнейшая обработка заготовки зависит от того, какую поверхность меча надо получить. Если предполагается древовидная структура, то заготовка сгибается поперек и в таком виде проковывается. Если стоит задача получения длинноволокнистой структуры, то заготовка сгибается вдоль и также проковывается.

До сих пор речь шла о коротких клинках. В случае изготовления длинного меча необходима еще одна операция — вложение стержня из мягкого металла внутрь твердой оболочки. Это необходимо для того, чтобы при сильном ударе меч не сломался.

Закалка японских клинков также имеет свои особенности. Прежде всего это различные температурные воздействия на лезвие и обух при закалке. Обух должен быть более мягким по отношению к лезвию. Для этого обух покрывается глиной, а полоска лезвия остается открытой. Состав глины, температурный режим, продолжительность закалки и последующего охлаждения у каждого мастера индивидуальны, а также сравнение кованого оружия.