На Руси кузнечным делом начали заниматься в 6-4 вв. до н.э. В те времена это были грубо выполненные предметы. Позднее научились изготовлять мечи и серпы, топоры и ножи, кольчуги и шлемы, искусство изготовления которых поражает. Ковка и художественная ковка как древнейший способ обработки металлов имела особый расцвет на Руси в 16, 17 и 18 веках. При Иване Грозном труд кузнецов был исключительно ручным, но производство их совершенствовалось. В 18 в., при Петре I, было создано много оружейных заводов, где широкое применение получили ковочные рычажные молоты с водяным приводом.
В 1800 году кузнец тульского оружейного завода Пастухов первым применил штамповку — новое слово в художественной ковке. К середине 19 в. появились паровые молоты, на смену которым в наше время пришли гидравлические машины (прессы). Наибольших успехов художественная ковка достигла в России в 17 – 20 вв. Своеобразие русских национальных традиций неразрывно связано с историей государства, требованием господствовавших в различные периоды архитектурных стилей, мастерством русских архитекторов и скульпторов, кузнецов и литейщиков. В XVII в. многие кузнечные мастера переходят на ковку больших и малых оград для дворцов – парковых ансамблей. Старые русские кузнецы не только обладали знаниями технологии художественной ковки в совершенстве, но и славились высоким художественным вкусом. Поражает присутствие легких кованых кружев на балконах домов, на оградах парков, скверов, церквей. Мастера классицизма великие архитекторы и зодчие Бова, Жилярди, Баженов, Казаков любили использовать кованый металл при проектировании и создании архитектурных ансамблей. Весьма оригинальны ограды, выполненные в стиле русского барокко, который был популярен во второй половине XVIII в. Игривый узор художественной ковки, выполненный с использованием растительных мотивов, контрастирует с мощными каменными столбами. Симметричный рисунок, составленный из сердцевидных изгибов стеблей, называемых мастерами «черновонками», характерен для русского декоративного искусства XVII – XIX вв.
В конце XIX – начале XX в. в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и других городах наибольшее число решёток и оград выполнено в стиле модерн. Асимметрия кованых извивающихся стеблей создает какой-то текучий орнамент из сливающихся и переплетающихся диковинных растений. Зачастую рисунок с кованых решеток органически переходит на стену дома и далее в камне или гипсе развивается по фасаду и заканчивается на карнизе дома или парапете крыши.
В советский период 1930-1960гг. художественная ковка уступает почти все свои позиции художественному литью. Очень часто архитектурно–пространственные композиции из металла украшают официальные государственные и общественные здания. С развитием прокатного и кузнечно–штампованного производства постепенно в архитектуре все реже стал примениться декоративный кованый металл, и художественная ковка постепенно сдает позиции. Его заменяют сварные конструкции из прокатных профилей круглого, квадратного и прямоугольного сечения. Художественная ковка стала упрощаться, всё меньше осталось настоящих мастеров, умеющих отковать ограду, реставрировать или починить старинную решетку. Поэтому возрождение этого вида ремесла имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.